Краткое описание решения
Проект базируется на техническом решении команды «Счётка», использующем платформу BI «Metabase» в качестве основы решения. Open Sourse решение, с помощью которого возможно анализировать хранимую в банках данных информацию. Решение предоставляет возможность подключаться к локальным или облачным базам данных и обеспечивает инструментами по их анализу и визуализации.
Проведение оценки реального уровня и структуры бедности, создание региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума, а также граждан, находящихся в «группе риска» — не являющихся малоимущими, но имеющих незначительно превышающий прожиточным минимум доход. Развитие системы социальной помощи и её предоставление исходя из принципов адресности и справедливости.
Решаемые проблемы
- отсутствие инструментов и данных для объективной оценки профиля бедности в регионе и для оценки уровня потенциальной бедности,
т. е. количества граждан, находящихся вблизи черты бедности; - решение проблемы неполноты данных, особенно при подключении баз данных ФНС, ПФР
и т. д. ; - Формирование более точных мер поддержек согласно реальной структуры бедных и новых подходов оказания адресной помощи малоимущим на основе анализа различных источников данных;
- увеличение охвата малоимущих (проведение таргетированных информационных акций, в том числе социальной рекламы);
- построение маршрутов выездных приемов органов социальной защиты согласно фактической локации малоимущих.
Требуемые данные
Для эффективной работы над задачей необходимы данные ФНС, ПФР, органов ЗАГС, миграционных служб.
Решения команд
Ростовская область
Анализ Датасетов (Bigdata) методами обработки геоданных, построение «дашборда» на основании Bigdataконсолидированной информации от операторов связи и ведомственной информационной системы Минтруда области
Интеграция решения в административные процессы и реальная апробация решения:
- переданы данные в управление службы занятости для корректировки финансирования муниципальным образованиям на организацию профессиональной переподготовки соискателей вакансий;
- переданы данные в министерство здравоохранения области для выделения квот по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
- с 1 января возобновлен такой вид поддержки, как право на бесплатный автомобиль многодетным семьям, воспитывающим 8 и более несовершеннолетних детей;
- создана комиссия для проведения обследования семей, находящихся в «группе риска» и недопущения снижения доходов за черту бедности;
- согласно геоданным проводятся выездные приёмы «Бригадами добрых дел» в реальных точках риска области, ближе к местам пребывания максимального присутствия малоимущих.
Влияние на цели Национального проекта:
- контроль данных о структуре и составе бедности — выявление групп населения с высокми рисками бедности и применение к ним адресных мер;
- вывод из бедности наиболее массовых категорий населения за счет системных мер.
Эффекты от решения:
- выявление «мнимых бедных»;
- выявление «скрытых бедных» за счет проведения адресных таргетированных информационых акций,
в т. ч. социальной рекламы; - построение маршрутов выездных приёмов органов соц защиты.
Липецкая область
Расширение источников объективной информации и агрегация их в состав решения. Объединение информации из различных баз данных, её структуризация, визуализация и анализ для повышения эффективности принимаемых управленческих решений, направленных на снижение бедности.
Интеграция решения в административные процессы и реальная апробация решения:
- определена разница между данными региональных ИС и сотовых операторов, которая составила около
- 3 тысяч граждан;
- геораспределение бедного населения по коэффициенту глубины бедности, возрасту и полу;
- адресное информирование граждан о существующих мерах соц поддержки (СМСрассылка);
- оценка уровня потенциальной бедности,
в т. ч. находящихся вблизи черты бедности; - распределение бедных по видам предпочтительных типов соц контрактов, по степени концентрации потребностей;
- интеграция решения в административные процессы субъекта РФ, включающее в себя запуск целевых кампаний.
Влияние на цели Национального проекта и эффекты:
- снижение бедности с 8,7% до 5,1% к 2024 году (в 1,5 раза)
Республика Саха (Якутия)
Республика по итогам анализа стат. данных, сведений Минтруда о малоимущих жителях региона:
- разрабатывает техническое задание по уточнению профиля бедности (анализ доходов и расходов, поведенческих привычек, наличие асоциального фактора, выявление событий, предшествующих наступлению бедности, сравнение агрегированных данных по абонентам МТС и Билайн в разрезе 2 групп: полный охват, охват по малоимущим абонентам);
- формирует рекомендации по траектории выхода малоимущих из бедности, а также разрабатывает проект превентивных мер, направленных на повышение уровня доходов семей из группы риска.
Интеграция решения в административные процессы и реальная апробация решения:
- объединены данные сотовых операторов, государственных организаций, открытых источников данных;
- проведен анализ доходов и расходов, поведенческих привычек, наличие асоциального фактора, выявление событий, предшествующих наступлению бедности;
- разработка превентивных (предупреждающих) мер, направленных на повышение уровня доходов;
- на основе сравнительного анализа будут скорректированы подходы по присвоению статуса «особо нуждающихся в социальной помощи»;
- разработаны меры выхода малоимущих из бедности;
- разработаны превентивные меры, направленные на повышение уровня доходов семей из группы риска (ассоциальных, утративших источники дохода)
Влияние на цели Национального проекта и эффекты:
- Выявление «теневой бедности», проявляющейся в отсутствии данных о гражданах, относящихся по уровню доходов к категории бедных, но по какимлибо причинам необращающихся за получением мер соц. поддержки.
- В области определена «теневая бедность в размере 15%, ведётся работа по ее устранению.